Аутизм
Аутизм – это нарушение
психического развития, для которого характерны расстройства моторики, речи.
Дети, болеющие аутизмом, предпочитают одиночество, не желают заводить друзей,
не общаются со сверстниками. У них медленно развивается речь, вместо слов
аутисты часто используют жесты, не отвечают на улыбки. Заболевание чаще
встречается у мальчиков.
Причины возникновения
Причины не выяснены. Ученные
предполагают возможное влияние травматизма в родах, инфекции, черепно-мозговых
травм, введения вакцины на развитие болезни. Некоторые ученые относят аутизм к
детской шизофрении. Также существует предположение о врожденной дисфункции
мозга.
При аутизме выявляют изменения во
многих участках мозга, но как они развиваются остается неясным. Родители
замечают признаки заболевания в течение первых двух лет жизни ребенка. При
ранних когнитивных и поведенческих вмешательствах ребенку можно помочь освоить
навыки социальных взаимодействий, самопомощи и общения, но в настоящее время не
разработаны методы, способные полностью излечить от аутизма. В некоторых
случаях детям по достижении совершеннолетия удается перейти к самостоятельной
жизни.
Симптомы
Иногда аутизм обнаруживают уже в
младенчестве, но чаще симптомы болезни проявляются к 3 годам. Характерные
проявления аутизма – неадекватная реакция на раздражители. Дети пугаются и
начинают плакать при малейшем дискомфорте. Другим признаком аутизма является
слабая реакция удовольствия на общение с взрослыми или на кормление, оживление
ребенка при взаимодействии с неодушевленными предметами, проявление истерики
при смене окружающей обстановки. Такие дети практически не говорят, не
проявляют интерес к событиям, неохотно играют с ровесниками, при этом
совершенно не страдают от одиночества. Ребенок испытывает необходимость точно
повторять одни и те же действия, концентрирует внимание на чем-то одном.
Взрослые аутисты не способны к эмоциям жалости, сочувствия и взаимопониманию.
У аутистов наблюдается множество
форм ограниченного или повторяющегося поведения, которое по шкале RBS-R
(Repetitive Behavior Scale-Revised) подразделяют на следующие категории:
•Стереотипия – это бесцельные
движения (вращение головы, взмахи руками, раскачивание туловища).
•Компульсивное поведение – это
намеренное соблюдение неких правил (например, расположение объектов
определенным образом).
•Сопротивление переменам,
потребность в однообразии (например, сопротивление перемещениям мебели).
•Ритуальное поведение – выполнение
занятий в одном порядке и в одно время (например, соблюдение неизменной диеты).
•Ограниченное поведение –
узкосфокусированное внимание, при котором интерес или активность человека
направлен на единственный объект.
•Аутоагрессия – активность,
направленная против себя (например, укусы самого себя).
От 0,5 % до 10 % больных
расстройствами аутистического спектра имеют особые навыки или необычные
способности в одной или нескольких областях знаний («остров гениальности») –
запоминание фактов, дат, арифметические вычисления, музыкальные или
художественные таланты.
Диагностика
Выявить аутизм в младенчестве
довольно сложно. Диагноз аутизма выставляет психиатр при осмотре. Обычно
используют опросник для диагностики аутизма, оценочную шкалу детского аутизма.
Виды заболевания
Различают низкофункциональный,
среднефункциональный и высокофункциональный аутизм, используя для этого шкалу
IQ и оценивая уровень заботы, необходимой человеку в повседневной жизни. Аутизм
также подразделяют на синдромальный и несиндромальный.
Действия пациента
Если родители обнаружили у своего
ребенка признаки аутизма, они должны обратиться к детскому психиатру.
Лечение
Лечение подбирается индивидуально.
Программы специального образования, поведенческой терапии помогают ребенку
получить навыки общения, способствуют обретению рабочих навыков, повышению
уровня функционирования, снижению тяжести симптомов. Используют прикладной
анализ поведения, «модели развития», структурированное обучение (TEACCH),
обучение социальным навыкам, логопедическую терапию, трудотерапию. В
некоторых случаях назначают психотропные и противосудорожные
препараты. Обычно применяют антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики.
Осложнения
Болезнь приводит к нарушению
социального взаимодействия. У детей аутизм проявляется сниженной привязанностью
к родным людям. У взрослых лиц с аутизмом возникают проблемы обретения
профессии, сексуальных отношений, поиска работы, использования социальных
навыков, имущественного планирования.
Профилактика
На данный момент не существует
доказанных методов предупреждения заболевания.