Как быть людям, работающим в торговле? Мы не можем отвернуться от покупателя, даже если он кашляет и чихает.
Ответ доктора Комаровского:
Очень правильный вопрос и я бы хотел расширить диапазон – это люди, работающие не только в торговле, это и персонал гостиниц, это и работники офисов, ресепшн, отелей и т. д.
Первое, что вы должны сделать, это постараться увеличить расстояние между собой и покупателей. У вас аптека. У вас есть окошко выдачи. Вы можете перед этим окошком поставить дополнительный какой-то стол, чтобы расстояние между вами и покупателем было хотя бы 2 метра.
Второе, у вас должен быть барьер. В любом супермаркете можно на кассе поставить две стойки, натянуть между ними полиэтиленовую пленку, закрепить это скотчем. Пусть это будет некрасиво, пусть это будет смешно, но это реально возможно.
Если речь идет о той же аптеке или о каком-то небольшом магазине, то вы можете не устраивать очереди внутри магазина. Люди должны стоять в очереди на улице, за пределами везде, где это возможно. Понятно, что у работников торговли есть один из самых волнительных факторов риска. Это деньги, даже карточки, которые вам передают. Все это может быть источником инфекции. Поэтому нужно иметь под рукой дезинфицирующие салфетки, иметь под рукой санитайзеры. А также организовывать постоянные перерывы и менять друг друга, чтобы пойти и лишний раз помыть руки. Написать большими буквами на входе в супермаркет, что тем, кто будет оплачивать с помощью мобильных телефонов, будет скидка, например, в 5 %.
Вот эти вопросы должен решать ваш работодатель. Т. е. заботится он о своих сотрудниках или нет? Вот это очень важный вопрос.
Принципиальные моменты: а) расстояния между вами и покупателем и б) защитный барьер в виде стекла или полиэтиленовой пленки, которая натянута между вами и покупателям, чтобы на вас не летели сопли, слюни и т. д.