Олигофрения
(умственная отсталость)

Олигофрения – врожденная или приобретенная в
раннем возрасте задержка психического развития, проявляющаяся нарушением
интеллекта.

Причины
возникновения

Возможные причины:

•  Генетические
факторы;

•  Внутриутробное
поражение плода нейротоксическими факторами химической (токсины, лекарственные
препараты), инфекционной (сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.),
физической (ионизирующее излучение) природы;

•  Значительная
степень недоношенности;

•  Нарушения
в процессе родов (родовая травма, асфиксия);

•  Травмы
головы, инфекции с поражением головного мозга, гипоксия головного мозга;

•  Педагогическая
запущенность детей из неблагополучных семей в первые годы жизни.

Симптомы

Недоразвитие познавательной,
эмоционально-волевой сферы. Олигофрены способны к развитию, но оно
осуществляется замедленно, нетипично, иногда с резкими отклонениями. Характерны
качественные, количественные изменения психической деятельности ребенка.

Наблюдается отсутствие интереса к окружающему,
патологическая инертность основных нервных процессов, поэтому эмоциональные
контакты со взрослыми у ребенка дошкольного возраста, как правило, не
возникает. Больные дети не умеют общаться со сверстниками, не умеют правильно
действовать по словесной инструкции или по подражанию, образцу. У детей
дошкольного возраста с олигофренией, лишенных специального коррекционного
обучения, отмечается недоразвитие специфических для такого возраста видов
деятельности – рисования, игры, элементарного бытового труда, конструирования.

Умственно отсталый ребенок обычно проявляет
слабый интерес к окружающему. Первые предметно-игровые действия проявляются у
олигофренов лишь к середине дошкольного возраста.

В большой степени нарушено произвольное
внимание. Сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования.
Олигофрены действуют хаотически, не учитывая свойства предметов, или ранее
усвоенным способом, который неадекватен в новой ситуации. Восприятие
характеризуется узостью, недифференцированностью. У всех умственно отсталых
детей присутствуют отклонения в речевой деятельности, которые могут поддаваться
некоторой коррекции.

При олигофрении характерна задержка
становления речи, что выявляется более поздним пониманием обращенной к ним речи,
дефектами самостоятельного пользования речью.

Отмечается также слабость развития волевых
процессов. Олигофрены часто бывают безынициативны, импульсивны,
несамостоятельны, им трудно противостоять воле другого человека. Свойственна
недостаточная дифференцированность, нестабильность чувств, эмоциональная
незрелость, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений
огорчения, радости, веселья.

Диагностика

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7X.X:

A. Умственная отсталость – состояние неполного
или задержанного развития психики, которое характеризуется нарушением
когнитивных, моторных, речевых и специальных способностей.

B. Отсталость может развиваться с другим
психическим, соматическим расстройством или без него.

C. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в
защищенных социальных условиях эти нарушения у больных с легкой степенью
умственной отсталости могут не иметь явного характера.

D. Измерение коэффициента умственного развития
проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.

Четвертый знак используется для определения
степени выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены
сопутствующей психической патологией.

Указания на нарушения поведения:

.0 – это отсутствие, слабая выраженность
поведенческих нарушений;

.1 – значительные нарушения поведения,
требующие ухода, лечения;

.8 – другие нарушения поведения;

.9 – нет указаний на нарушения поведения.

Виды
заболевания

По степени выраженности:

•  дебильность
– слабо выраженная олигофрения;

•  имбецильность
– средне выраженная олигофрения;

•  идиотия
– крайне выраженная олигофрения.

Степени тяжести олигофрении (МКБ-10):

•  Легкая
– IQ 50–70;

•  Умеренная
– IQ 35–50;

•  Тяжелая
– IQ 20–35;

•  Глубокая
– IQ < 20.

Классификация по М. С. Певзнер:

•  неосложненная
олигофрения;

•  олигофрения,
осложненная расстройствами нейродинамики (тормозные и возбудимые);

•  олигофрения,
сочетающаяся с психопатоподобными формами поведения;

•  олигофрения,
сочетающаяся с нарушениями различных анализаторов;

•  олигофрения
с выраженной лобной недостаточностью.

Действия
пациента

Родителям при выявлении признаков нарушения
умственного развития у ребенка необходимо обратиться к врачу. При выявлении
олигофрении необходимы специальные программы обучения, социальной адаптации.

Лечение

Специфическое лечение проводится при некоторых
видах заболевания с установленной причиной (врожденные токсоплазмоз, сифилис и
др.). При олигофрении, связанной с нарушением метаболизма (например,
фенилкетонурия), назначают диетотерапию. В случае эндокринопатии (микседема)
применяют гормональное лечение. Медикаментозную терапию назначают также для
коррекции эмоциональной лабильности, подавления извращенных влечений
(феназепам, перициазин).

Большое значение имеют лечебно-воспитательные
мероприятия, профессиональное приспособление, трудовое обучение. В
реабилитации, социальной адаптации умственно отсталых пациентов важную роль
играют школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

Осложнения

Нарушение социальной адаптации.

Профилактика

Профилактика наследственных форм заболевания
наступает в период беременности: необходимо обследование беременных для
нейроинфекции; предотвращение вирусной инфекции у беременных; предотвращение
родовых травм, тяжелых инфекций у новорожденных.