Как вы говорили, что пневмония бывает бактериальная, вирусная и смешанная, как я поняла, при COVID-19 развивается вирусная пневмония. Как вы говорили, вирусная пневмония не лечится антибиотиками. Как вы считаете, назначают ли пациентам с COVID-19 и пневмонией лечение антибиотиками сразу или только в случае присоединения бактериальной инфекции? И как они узнают об этом осложнении в условиях полного аврала, какой сейчас, например, в итальянских больницах? Может ли быть оправдано массовое назначение антибиотиков в такой ситуации? Знаете ли вы, что в Украине при пневмонии антибиотики назначают всегда? Не повысится ли антибиотикорезистентность в мире и в Украине в частности? Ведь это тоже очень важный вопрос!
Это тоже еще один момент, который нам всем еще аукнется. Именно сейчас, поскольку COVID-19, пневмония реально часто дают бактериальные осложнения. И очень часто антибиотики назначаются до того, как эти осложнения возникли. Сам факт госпитализации, попадания человека в условия огромного количества больных, врачей, агрессивных методов лечения, когда надо ввести в легкие что-то, промыть легкие, использовать бронхоскопы, интубацию – все это, естественно, увеличивает риск инфицирования. И антибиотики очень часто входят в протоколы, т. е. еще никакой бактериальной инфекции нет, а уже антибиотики назначаются.
И, конечно, это все приведет к огромному увеличению антибиотикорезистентности, потому что многие антибиотики, которые сейчас используются, просто перестанут работать. И с высокой степенью вероятности о том же азитромицине, который сейчас включили в кучу протоколов, после вот этой ситуации мы можем забыть. И это очень важные спектры проблемы: аллергия, антибиотикорезистентность – это то, что потенциально может унести жизней намного больше, чем коронавирус.