Дислексия

Дислексия – собирательное понятие, которое характеризует специфические
нарушения процесса чтения (трудности чтения, дефекты), проявляющиеся в
устойчивых повторяющихся ошибках.

Причины возникновения

Вопрос о причинах возникновения дислексии до настоящего момента остается
дискуссионным. Некоторые авторы отмечают наследственную (генетическую)
предрасположенность к качественной незрелости отдельных участков головного мозга.
Однако, большая часть ученых сходится во мнении относительно локализации кортикальной
дисфункции – страдает левое полушарие и центры головного мозга, непосредственно
связанные с пониманием (зона Вернике) и моторикой речи (зона Брока). Также
нарушается нейронная связь между этими областями. 

Многие авторы отмечают ряд факторов (биологических и социальных), которые
могут патологически влиять в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
Это могут быть патология беременности, родов, асфиксия плода.

Функциональные причины могут быть внутренними (длительно протекающие
соматические заболевания, к примеру) и внешними (неправильная речь или
друязычие родителей ребёнка, их невнимательность к развитию речи ребенка и
т.п.). Все вышеперечисленное может негативно отражаться на формировании
психических функций, участвующих в процессе чтения.

Симптомы

Клинические проявления дислексии сильно зависят от вида, степени ее
выраженности и уровня овладения навыком чтения.

Можно выделить несколько групп ошибок, совершаемых при дислексии:

•  Замена и смешение
фонетически близких звуков при чтении и/или замена графически подобных букв
(ж-х, в-з);

•  Искажение звуко-слоговой
структуры слов, проявляющееся в пропуске согласных при стечении, перестановке
слогов и/или звуков, пропуске слогов и др.;

•  Нарушение слияния букв в
слово (невозможность создания слогов), т.е. побуквенное чтение (вместо м-а-м-а
читают м, а, м, а);

•  Нарушение понимания
прочитанного текста, предложения или отдельных слов;

•  Аграмматизм в процессе
чтения, т.е. нарушение согласования существительных с прилагательными,
игнорирование падежных окончаний, окончаний глаголов и др.;

  Также
важно обращать внимание на косвенные признаки, по которым можно заподозрить
дислексию у ребенка:

•  Ребенок всячески пытается
избежать чтения, отвлекаясь на что-либо постороннее;

•  Быстро устает при чтении,
предъявляет жалобы на головную боль;

•  Плохой почерк, наползание
слов друг на друга, написание букв или слов в неправильном порядке, нежелание
прочесть написанное для проверки;

Диагностика

Диагностировать дислексию достаточно непросто. Часто родители не знают о
наличии данной патологии у своего ребенка, пока он не пойдет в детский сад.

Диагностика начинается с проверки зрения и слуха. Если патологии не
выявлено, следующим этапом проводится неврологическое обследование, чтобы исключить
нервно-психическую незрелость ребенка или другую неврологическую патологию.
Затем проводится когнитивное тестирование, в ходе которого определяется
способность ребенка читать и понимать прочитанное, выявляются проблемы в
процессе чтения и восприятия материала, показатели сравниваются с должным для
конкретного возраста уровнем. Оценивается также качество восприятия устной
речи. На основании полученных данных определяется вид дислексии и подходящая
для конкретного ребенка методика обучения.

Также очень важно собрать полный семейный анамнез с целью выявления
психических и эмоциональных расстройств. Психологическое обследование ребенка
помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие проблемы с чтением.

Виды заболевания

Общепринятой классификации дислексии нет. Потому существует огромное
многообразие видов данной патологии.

В зависимости от проявления существует 2 вида дислексии:

•  Литеральная (проблема с
усвоением букв)

•  Вербальная (трудности
возникают с усвоением слов)

Нормальный процесс чтения возможен только при условии адекватной,
скоординированной работы трех анализаторов – слухового, зрительного и
двигательного. В зависимости от анализатора, который первично нарушен, выделяют
3 формы дислексии:

•  Акустическая форма
(недоразвитие слухового восприятия)

•  Оптическая форма
(отсутствие четкого восприятия образа буквы, неустойчивость зрительного
восприятия)

•  Моторная форма (нарушение
координации глаз при чтении, выпадение отдельных слов и строк из поля зрения)

В зависимости от нарушенных механизмов выделяют следующие виды дислексии:

•  Оптическую (неспособность
усвоить буквы, их взаимозамена)

•  Фонематическую (нарушение
фонематического восприятия)

•  Семантическую (механическое
чтение)

•  Оптико-пространственную

•  Мнестическую (проблемы с
учтановлением связи между буквой и звуком)

Считается, что у детей могут быть только первые 2 вида дислексии, так как
остальные виды связаны с органическими поражениями головного мозга.

Выделяют также аграмматическую дислексию и тактильную (у слепых детей).

Действия пациента

При первом же подозрении на наличие данной патологии у ребенка необходимо
незамедлительно обратиться к врачу. Чем раньше будет выставлен диагноз, тем
больше времени будет для обучения чтению по рационально подобранной методике.

Лечение

Лечение заключается в коррекции учебного процесса, который включает в себя
прямое и непрямое обучение навыкам выделения составных элементов слов и
распознаванию слов в целом. Также рекомендуется использовать методики с
вовлечением в процесс нескольких органов чувств.

Эффективность таких способов лечения, как перцептивный и оптометрический
тренинги, не доказана.

Осложнения

Последствиями позднего обращения к врачу могут быть задержка психического
развития ребенка, его дезориентация в пространстве, синдром дефицита внимания,
когнитивные расстройства, задержка речевого развития.

Профилактика

К мерам ранней профилактики дислексии можно отнести целенаправленное
развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для овладения
навыком чтения. Также в профилактике данной патологии следует отметить такие
мероприятия:

•  Охрана здоровья беременных,
предупреждение родового травматизма;

•  Раннее выявление нарушений
процесса чтения и своевременное обращение к специалистам;

•  Индивидуальный подход к
обучению детей с данной патологией.